Грамотный текст: что это, зачем и как?

#Советы

Текст без ошибок нужен всем: и читателю, и заказчику. С помощью языка мы доносим свои мысли пользователю сайта и от того, как мы их выражаем, зависит взаимопонимание. Гайд по грамотному тексту ниже.

Копирайтерам на заметку

Министерство просвещения РФ разработало проект новых правил орфографии и пунктуации русского языка, которые не менялись аж с 1956 года. За это время в нашем языке появились новые слова, конструкции, которые еще не регламентировались правилами. Так что в 2022-м году начнем писать по-новому!

Стоит ли писать грамотно?

Неграмотный текст

  • Не хочется читать, хочется закрыть страницу (полотно текста с обилием предложений и словосочетаний, не согласованных друг с другом, логика повествования нарушена).
  • В тексте есть ошибки:
  • орфографические — приДти, вОобщем, он-лайн, будуЮщий, едЕницы и др.

    пунктуационные — Написать статью не больше, чем за пять минут. Вместо того, чтобы написать, он просто вышел из кабинета.

    стилистические — улучшить уровень, управленческий менеджмент, свинский комментарий и др.

    логические — Граждане и студенты, пишите хорошие статьи. Из всех желающих выбрали несколько статей.

    грамматические — надсмехаться над статьей; ихние стать; пиша статью, пиши красивше.

    речевые — Он обратно прочитал статью. Нельзя же писать статью сложа рукава.

    фактические — Какое это НЕсчастье — быть грамотным! (М. Горький)

Некачественные тексты после распознавания поисковиками автоматически понижаются в выдаче. Текстовые факторы ранжирования понятно описаны здесь.

Текст без ошибок

Легко и приятно читать:

  • в тексте нет ошибок;
  • смысловая и грамматическая связь между предложениями не нарушена;
  • цельность;
  • законченность;
  • стилистическое единство.

Поисковые системы анализируют контент сайта и поощряют грамотный и информативный контент. Вот исследование факторов ранжирования в Google и Яндекс.

Ищем пользу в грамотном тексте

А вы знали, что текст без ошибок чудесным образом приносит пользу:

Как написать текст без ошибок?

Есть несколько способов:

  1. Написать самому. Если вы хорошо знаете специфику своей продукции, пишите тексты для страниц своего сайта самостоятельно. Контент получится содержательным, а если вы разбираетесь в тонкостях орфографии и пунктуации, то на вашем сайте не будет ошибок. Это идеальный вариант, который встречается редко в том числе и из-за банальной загруженности владельцев бизнеса.
  2. Написать и отдать на проверку. Написать текст самому, а затем отдать на корректуру знакомому филологу — из серии “дешево и сердито” (но, к сожалению, не у всех есть друзья-языковеды).
  3. Проверять написанное через сервисы. Можно писать самому, проверяя орфографию при помощи сервисов, различных приложений, онлайн-редакторов, например:
  4. text.ru — поможет проверить не только орфографию, но и уникальность, количество “воды”, заспамленность

    Пример использования сервиса text для проверки орфографии

    Главред — силен в стилистике, поиске штампов и канцеляризмов и синтаксисе

    Пример использования сервиса Главред для проверки орфографии

    Language Tool — справляется с орфографией, грамматикой и стилистикой

    Пример использования сервиса Language Tool для проверки орфографии

    Орфограммка — даст советы по исправлению пунктуационных, грамматических и стилистических ошибок

    Пример использования сервиса Орфограммка для проверки орфографии

    Что делать, если нет возможности писать тексты самому?

  5. Заказать текст копирайтеру-фрилансеру. Будьте осторожны в выборе специалиста. Доверять главные страницы сайта копирайтеру с фриланс-биржи — серьезный риск. Скорее всего вы получите “водянистую субстанцию” (платят за количество символов), в которой возможны ошибки разных типов. Если вы цените деньги и время, обращайтесь только к проверенным специалистам.
  6. Обратиться в агентство интернет-маркетинга. Также не стоит надеяться на то, что вы получите контент без фактических ошибок, например, статью про тензорный анализ тяжело написать рядовому филологу, но грамматических ошибок в ней точно не будет. Вот этот же текст после правок редактора:

Если с орфографией и пунктуацией сервисы проверки текстов худо-бедно справляются, то фактические (“евровагонка хорошо держит любое покрытие”), грамматические (“используется … в качестве альтернативы отделкой”) и речевые ошибки (“стойкостью к повреждениям”) в тексте остаются незамеченными

Пример редактирования текста специалистом агентства интернет-маркетинга CTR99

Если вы владелец бизнеса, то самый правильный вариант — писать тексты самому, не надеясь, что кто-то с нуля содержательно напишет за вас про лодки, заточку коньков или сальсу как танцевальное направление. Вы всегда должны быть вовлечены в процесс написания текста, потому что можете экспертно рассказать о своей услуге.

Если вы не уверены в своем писательском мастерстве, то лучше всего обратиться к специалистам, при этом контролировать процесс на всех этапах, ознакомиться с контент-планом и проконсультировать копирайтера по теме статьи. Наш опыт говорит о том, что самые качественные статьи получаются только в тандеме с самим предпринимателем, например, без преподавателя танцев не написать хорошую статью о том или ином танцевальном направлении: будет “вода”, общие фразы и никакой конкретики. А если копирайтер будет задавать вопросы преподавателю, знакомиться с его книгами по тому или иному танцевальному стилю, то в итоге получится отличная статья.

Андрей Гук, руководитель агентства интернет-маркетинга CTR99

Итак, если вы копирайтер, который стремится к достойной оплате своего труда, то пишите так, чтобы вашей статьей хотелось поделиться с друзьями!

А если эту статью читает владелец бизнеса, то советуем вам доверять контент вашего сайта копирайтеру и редактору с ярко выраженной функциональной грамотностью. Ведь текст, как и ваш продукт, должен быть качественным!