Как заполнить тег title, чтобы понравиться поисковикам

Автор:
Андрей Гук — автор статьи Андрей Гук
#Советы

Сначала кратко про то, что такое <title>, зачем он нужен. Метатег <title> — это заголовок интернет-страницы, который отображается во вкладке вашего браузера.

На самой странице читатель может его найти, только открыв инструменты разработчика. Во вкладке он отображется, но не полностью.

Обычно <title> автоматически генерируется системой управления сайтом, но лучше контролировать этот процесс. Читайте дальше, чтобы узнать почему.

метатег title во вкладке браузера

Но вся его важность заключается в том, что именно его поисковик возьмет с вашей страницы, чтобы показать пользователю в поиске.

Получается, <title> — это вообще первый контакт пользователей с вашим сайтом. Вы же хотите произвести хорошее впечатление?

так выглядят теги title в поисковой выдаче

С понятиями разобрались, теперь приступим к советам. В этой статье мы разберем рекомендации, которые изложены в официальном справочнике яндекса и документации центра поиска Google.

А также приведем реальные примеры и наблюдения других специалистов индустрии поискового продвижения. Я лично написал сотню тайтлов, пробовал разные варианты, игрался с вхождением ключевых слов, привлечением внимания через эмоджи. И вот теперь хочу посоветовать только то, что точно не навредит сайту.

Title должен быть уникальным

Старайтесь по минимуму использовать шаблонные title. Например, страницы каталога интернет-магазина с заголовком «Каталог» не позволят посетителю понять, чем различаются страницы. Также не используйте заголовки с изменениями отдельных фраз...

Заголовок можно сделать более информативным, подставляя только те значения, контент которых есть на данной странице.

Яндекс

Каждая страница сайта должна иметь уникальный информативный заголовок. Например, если все страницы интернет-магазина будут называться "Распродажа дешевых товаров", пользователи не смогут найти среди них нужную. Также не рекомендуется использовать длинные заголовки, в которых изменяются лишь отдельные фразы (так называемые шаблонные заголовки).

Чтобы избежать этого, можно динамически изменять заголовок так, чтобы он отражал фактический контент страницы.

Google

Проверка тега title на уникальность входит в аудит любого сеошника. Неуникальные тайтлы мешают пользователю ориентироваться, а также не способствуют высокому ранжированию в поиске. Если с ними проблема, то они вылезут в предупреждениях, например, в сервисе для вебмастеров от Яндекса или в любом инструменте онлайн seo-аудита.

Если сайт зарегистрирован в Яндекс.Вебмастере, то разработчик увидит вот такое предупреждение и список ссылок на страницы, на которых дублируются тайтлы.

предупреждение яндекс вебмастера о дублирующихся тегах title

Небольшим сайтам, особенно в сфере оказания услуг, не так сложно справиться с проблемой шаблонных тайтлов. Просто найдите, где они изменяются, и пропишите вручную хорошие уникальные заголовки.

Другое дело — интернет-магазины. Если в магазине более сотни товаров, вручную прописывать тег title — такая себе затея. Если делать его действительно информативным, указывать актуальную цену или другую изменяющуюся информацию, вы быстро поймете, что без автоматизации никак. Поэтому используйте подходящие системы управления сайтом, чтобы тайтл генерировался автоматически, и включайте в тайтл характеристики, цены и любую другу точную информацию, которая поможет сделать его уникальным.

Пример динамической уникализации тега <title> средствами CMS "1С Битрикс"

Это общая страница группы товаров. Title содержит название группы товаров, город, где товары можно приобрести, а также одно из преимуществ перед конкурентами ("от производителя").

пример тега title на странице группы товаров

Если посетитель отфильтрует товары по размеру, выбранные размеры добавятся в title, сделав его информативнее. Но даже у этого тайтла есть потенциал. При отфильтровке можно подставить точную стоимость вместо малоинформативного "по низкой цене".

пример измененного тега title на странице группы товаров с фильтром по размерам

Даже если у вас не интернет-магазин, помните, что большинство систем управления сайтом (wordpress, joomla, drupal и так далее) берут функцию генерации title на себя. И часто их логика достаточно проста: берется заголовок статьи/страницы и копируется в title. Поэтому для важных страниц title лучше проверить и прописать вручную, благо все эти системы обычно позволяют это делать напрямую или через SEO-плагины.

Title должен быть информативным

Следите, чтобы заголовок был информативным. Не используйте общие описания. Например, «Главная» для главной страницы или «Контакты» для страницы контактов.

Яндекс

Старайтесь не использовать слишком общие описания (например, "Home" для главной страницы или "Profile" для страницы профиля пользователя).

Google

Тут все достаточно просто. Если ваши тайтлы уникальны, но состоят из одного-двух слов типа "Услуги компании" или "Страница контактов", то вы просто не используете весь его потенциал.

У футбольного клуба "Сочи" есть хороший пример тега title, который мог бы быть поинформативнее.

пример слишком общего тега title

Title не должен быть слишком длинным

Старайтесь не делать title слишком длинным, так как в результатах поиска они могут быть укорочены.

Яндекс

Также избегайте чрезмерно длинных описаний, поскольку в результатах поиска они могут быть сокращены.

Google

Во-первых, краткий и информативный заголовок сразу даст четкое представление о странице. Во-вторых, понимание того, какую часть заголовка пользователь точно увидит, позволит расставить приоритеты. Возможно, что-то придется перенести в метатег с описанием.

Поэтому давайте пойдем опытным путем и просто проверим, сколько должно быть символов, чтобы текст помещался полностью.

Google

Яндекс

Вывод — старайтесь, чтобы весь title был не больше 50-60 символов с пробелами.

Конечно, подбирать слова четко под пятьдесят шесть символов вряд ли целесообразно, но держать в голове, что на видимую область у вас отведено чуть больше 50 символов — уж точно полезно.

Кстати, в мобильных браузерах ситуация похожая, но иногда можно заметить более длинные заголовки, поэтому мы и не называем какое-то точное количество символов.

Не называем мы его еще и потому, что можно заметить, что иногда заголовок обрезан как будто слишком рано. На то есть несколько причин.

  1. На самом деле, поисковые системы символы не считают, а отталкиваются от размера в пикселях, поэтому размер самих символов тоже влияет на их максимальное количество (например, вряд ли удастся использовать большое количество типографских тире вида "—"). По этой же причине оптимальное количество символов будет разным для каждого языка.
    Вот хороший инструмент проверки тега title по ширине в пикселях.
  2. Поисковик обрубает заголовок по целым словам, поэтому не оставит "висеть" союз, частицу или предлог, даже если они помещаются в отведенное пространство, и не включит длинное слово, если оно выходит за лимиты.

Title не должен быть заспамлен ключевыми словами

Убедитесь, что заголовок не содержит большое количество ключевых слов. Используйте его для нескольких информационно важных фраз, не повторяйте их несколько раз — повторы не несут полезной информации. Также поиск может посчитать такой заголовок спамом.

Яндекс

Не используйте избыточное количество ключевых слов. В некоторых случаях бывает полезно добавить в заголовок слова или фразы, связанные с содержанием страницы, однако не следует повторять их несколько раз. Заголовок вида "Foobar, foo bar, foobars, foo bars" не несет информативной нагрузки. К тому же он является примером злоупотребления ключевыми словами и может быть расценен как спам.

Google

Здесь нужно пояснить пример Гугла. Имеется в виду, что Foobar может быть, например, вашим основным ключевым словом для какой-то страницы. И вот вы, надеясь охватить побольше ключевых фраз, видоизменили его и запихали все варианты написания в <title>. Если бы гугл привел русский пример, то это выглядело бы примерно так: "Магазин цветов, цветочный магазин, цветы купить, купить цветы в магазине".

Действительно, в 2000-х годах стремились добавлять в title побольше ключевых слов, и это работало. Но сегодня поисковики научились анализировать содержание страниц по множеству факторов, поэтому лучше написать текст так, чтобы он был цельным, емким и полезным.

Сегодня правило хорошего тона и залог высокой позиции в поиске — употребить нужную ключевую фразу 1 раз и поближе к началу. В идеале — начать с нее, если это будет нормально читаться.

Хорошо, если в title будет ваш бренд

Добавляйте ваш бренд в title. Это позволит пользователям сразу понять, что они перешли на официальный сайт. Лучше всего использовать бренд в конце или начале заголовка, отделяя от остального текста двоеточием, дефисом или вертикальной чертой.

Яндекс

Используйте элементы бренда в заголовках, но не злоупотребляйте ими. В заголовке главной страницы можно указать дополнительную информацию о сайте, например так: "ExampleSocialSite, a place for people to meet and mingle". Однако не следует добавлять этот текст в заголовок каждой страницы, поскольку это усложняет восприятие контента. Кроме того, при показе нескольких страниц вашего сайта в результатах поиска по одному запросу такие заголовки будут выглядеть одинаково. В этом случае лучше указать только название сайта в начале или конце строки заголовка, отделив его от остального текста дефисом, двоеточием или вертикальной чертой, как показано ниже.
<title>ExampleSocialSite: Sign up for a new account.</title>

Google

С точки зрения позиции в поиске, не самый важный совет. Скорее, это больше делается для пользователей, чтобы они сразу понимали, что переходят на сайт такой-то компании.

Вот несколько примеров от крупных брендов:

Как вы видите, можно использовать любые визуальные разграничители. РБК вообще использовали два двоеточия подряд, лишь бы визуально отделить новостной заголовок от рубрики, а рубрику от бренда.

Единственная закономерность — добавлять бренд в конце, потому что никто не хочет "съедать" драгоценные символы title не самой релевантной информацией (главная страница сайта - исключение). Но амазону можно и в начале, он настолько крупный, что ему не нужно бороться за ключевые слова.

Кратко повторим основные рекомендации для тега <title>

  1. Title каждой страницы должен быть уникальным.
  2. Title должен быть информативным и кратко описывать, о чем страница.
  3. Идеальная длина тега title — 50-60 символов (можно больше, но это не будет видно пользователям).
  4. Не спамьте в тайтле, используйте нужную ключевую фразу только 1 раз.
  5. Если хотите, можете упомянуть в title ваш бренд, чтобы пользователь, который переходит из поиска, знал, сайт какой компании он собирается посетить.