Можно ли и как использовать материалы других авторов в сети

Можно ли и как использовать материалы других авторов в сети
Обложка Можно ли и как использовать материалы других авторов в сети
Автор:
Лидия Пелипенко — автор статьи Лидия Пелипенко
Редакторы:
Ольга Сидорова — редактор статьи Ольга Сидорова
#Советы

Использование чужого контента в интернете возможно, но при этом нужно соблюдать определенные правила. Дело в том, что контент – это объект авторского права, а чужие права нарушать нельзя.

Начнем статью с конкретного примера. Пункт проката выложил чужую фотографию без согласия автора на одной из страниц своего сайта. Это нарушение было обнаружено, а владельцу сайта был направлен иск о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотографию в размере 100 000 рублей и с требованиями прекратить использование фото на сайте.

Сам иск мы приводим ниже, чтобы показать, в каком виде может прилетет претезния. Данные о пункте проката (ответчике) и компании по защите авторских прав, которая представляла интересы фотографа, (истец) скрыты с целью сохранения конфиденциальности. А о том, как не попасть в такую же ситуацию, расскажем в статье.

Первая страница иска о нарушении авторства на фото
Вторая страница иска о нарушении авторства на фото
Третья страница иска о нарушении авторства на фото

1-3 страницы иска

Четвертая страница иска о нарушении авторства на фото
Пятая страница иска о нарушении авторства на фото
Шестая страница иска о нарушении авторства на фото

4-6 страницы иска

Седьмая страница иска о нарушении авторства на фото
Восьмая страница иска о нарушении авторства на фото
Девятая страница иска о нарушении авторства на фото

7-9 страницы иска

Права на контент — какие они и откуда берутся

Если мы говорим о текстовом контенте и изображениях, составных произведениях из текста и изображений, то права на них могут быть двух видов: авторские и исключительные.

Авторское право принадлежит только создателю произведения. Оно включает в себя все следующие правомочия:

Исключительные права автор может передавать другим людям. Таким образом, часто складывается такая ситуация, что одному лицу принадлежит право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения (эти права неотчуждаемы и всегда принадлежат автору), а другому лицу – исключительные права на произведение.

Исключительные права на произведение — это возможность использовать произведение разрешенным законом способом (об этом можно прочитать в статьях ГК РФ 1229 (об исключительном праве) и 1270 (об исключительном праве на произведение). Их можно передавать между разными людьми или организациями как возмездно, так и безвозмездно.

Примеры отчуждения автором исключительного права:

  • автор работал по договору авторского заказа, поэтому сразу после создания произведения исключительные права на него перешли к заказчику;
  • автор завершил произведение и подписал лицензионный договор с другим лицом, которое вправе публиковать его произведение, перерабатывать его.

Где можно узнать, кому принадлежит интернет-контент

Информация об исключительных правах на контент обычно содержится на специальной странице сайта, где он опубликован. Она может быть подробной или выражена типовым «значком копирайта» — «С» в круге, как на примере ниже.

В подвале сайта организации по услугам перевода, копирайтинга, SEO и рекламы "English Geeks" используется знак копирайта, который охраняет авторские права на контент, размещенный на ресурсе.

Знак копирайта в подвале сайта

На сайте издательского дома «Коммерсантъ» авторство указано по такому же принципу, но есть еще и отдельная страница "Правовая информация". На ней описано, кому принадлежат авторские права на материалы, размещенные на сайте и на каких условиях их можно использовать.

Авторское право на сайте Коммерсантъ

Авторство принадлежит сетевому изданию "Коммерсантъ"

Когда можно и когда нельзя использовать чужой контент

Закон не разъясняет, что такое использование. Однако в ч. 2 ст. 1270 ГК РФ можно найти примерный перечень способов использования произведения (в том числе этот перечень походит и для контента).

Использовать контент можно в двух случаях:

Как получить разрешение владельца исключительных прав использовать контент

Разрешение на использование произведения оформляется лицензионным договором. Однако не всегда этот договор подписывается на бумаге.

Бывают и другие способы заключить лицензионный договор:

Как можно использовать чужой контент без разрешения правообладателя

Способы использования контента без каких бы то было разрешений обладателя исключительных прав на контент (даже без свободной лицензии) существуют. Но они серьезно ограничены законом.

Посмотрим, какие это способы:

Можно ли использовать контент без указания автора

Тот факт, что вам не нужно лично обращаться к владельцу исключительных прав за его согласием на копирование контента (свободная лицензия) или вы используете контент законным способом без разрешения правообладателя (например, приводите цитату), не означает, что вы можете публиковать чужой контент без указания автора (ст. 1300 ГК РФ).

Право авторства — неотъемлемо. Вне зависимости от того, кому принадлежат исключительные права и кто использует контент, нужно привести имеющиеся в первоисточнике сведения об авторе. Возможно, это будет не имя, а логин в соцсети. Использовать псевдоним — право автора (ст. 1265 ГК РФ). Указать автора — обязанность того, кто использует контент. Если нет другой информации, нужно указать логин.

Что касается цитирования, то его, во избежание конфликта с правообладателем текста, необходимо совершать согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008, то есть указывать и автора, и название полного произведения, и год его выпуска, и название издания.

Риски тех, кто использует чужой контент без разрешения правообладателя и вне рамок закона

Ответственность за нарушение исключительных прав содержится в ст. 1301 ГК РФ. Это штраф в пользу владельца исключительных прав:

Обратите внимание! Контент может быть такого характера, что его воровство приносит ущерб, который можно подсчитать и убедительно доказать в суде. В таком случае при наличии крупного ущерба правообладателю тот, кто заимствовал контент может подвергнуться уголовному преследованию. Ему грозит до двух лет лишения свободы (ч. 2 ст. 146 УК РФ).